Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Материально - техническое обеспечение МОУ и оснащенность образовательного процесса". "Доступная среда".
сведения о материально-техническом оснащении МОУ Детский сад №198.docx
Обоснование о приобретении учебно - методических пособий МОУ Детский сад №198
Обоснование о приобретении учебно - методических пособий.docx
В детском саду выполняются требования к помещению, участку в соответствии с СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28. СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания",утвержденные Постановлением Главного санитарного врача РФ № 2 от 28.01.2021.
Требования пожарной и электробезопасности соблюдаются в соответствие с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации» (утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479). Имеется необходимая документация.
- Договор №212/21ТО от 30.12.2020 г. с ООО "Служба пожарного мониторинга -34".
- Договор №198АУСП на техническое обслуживание пожарной сигнализации от 30.12.2020 г. с ООО "Инсайт".
Искусственное и естественное освещение помещений для образовательной деятельности соответствует СП 2.4. 3648-20.
Здания детского сада оборудовано системами центрального отопления. Теплоснабжение осуществляется централизованно, что соответствует СНиП 2-04-05-86 "Отопление, вентиляция, кондиционирование зданий".
Водоснабжение соответствует требованиям СаНиП 2.04.05.05.86.
Учреждение оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, тревожной кнопкой,камерами видеонаблюдения.
Здание детского сада оснащено системой видеонаблюдения ( договор №198В на техническое обслуживание системы видеонаблюдения от 01.02.2019 г. Обслуживает эти системы ООО "Спецзащита".
Договор №___ об оказании охранных услуг от 25.12. 2020 г. с ООО "Частная охранная организация "Альтаир".
Договор №39/016000429 от 01.01.2019г. с "ФГУП "Охрана Росгвардия".
Договор №205/198 от 09.01.2019 г. об экстренном вызове наряда вневедомственной охраны с помощью средств тревожной сигнализации с ФГКУ "УВОВНГ России по Волгоградской области" Договор №42/2021 от 11.01.2021 г. на обслуживание системы контроля управления доступом ООО "Система контроля".
На 01.09. 2023 г. - здание не в аварийном состоянии, зданию капитальный ремонт не требуется .
Сведения о оборудованных учебных кабинетах, об объектах для проведения практических занятий:
Для проведения практических занятий с детьми оборудованы и оснащены:
- 6 групповых помещений (В каждой групповой ячейке размещены встроенные шкафы для хранения методических пособий, демонстрационного и раздаточного материала для организованной образовательной деятельности. В групповых ячейках создана предметно-пространственная развивающая среда соответственно требованиям ее построения и содержанию реализуемых общеобразовательных программ. В группах имеются телевизоры, видеомагнитофоны, DVD-проигрыватели.)
-6 спальных помещений;
-6 приёмных;
-1 музыкально -физкультурный зал (56,3 кв.м.), который оборудован аудио, видео аппаратурой, музыкальными инструментами (фортепиано, аккордеон), детскими инструментами и народными музыкальными. Для осуществления физического развития в зале оборудованы лестницы, имеются скамейки для формирования основных видов движения лазания, прыжков, бега и др. В зале размещен встроенный шкаф для хранения оборудования для общеразвивающих упражнений, подвижных и спортивных игр.)
-1 коррекционный кабинет, где функционирует (консультационный центр – 13.2 кв.м)
В каждом из этих помещений с детьми проводятся практические занятия в рамках основной образовательной программы. Детский сад расположен в отдельно стоящем типовом здании, двухэтажном кирпичном. К зданию прилегает огороженная территория для прогулок детей с отдельными оборудованными прогулочными участками. Участки оборудованы игровыми постройками.
Специально оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для использования инвалидами по зрению, с нарушением слуха и опорно-двигательного аппарата в ДОУ не имеется.
Сведения о библиотеке:
Специально выделенной библиотеки не имеется.
Детская литература представлена в групповых помещениях.
Методическая литература представлена в методическом кабинете.
Сведения об объектах спорта:
Физкультурный зал (совмещенный) - 1
Спортивные уголки в групповых комнатах - 6
Игровые прогулочные площадки, оборудованные малыми архитектурными формами - 6.
Объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в МОУ Детский сад - нет.
Сведения о средствах обучения и воспитания:
Средства обучения и воспитания.docx
В детском саду средств обучения, приспособленных для использования инвалидами и лиц с ОВЗ - нет.
Сведения об условиях питания:
Организация питания в ДОУ: https://oshkole.ru/orgs/249/pages/6416.html
Приказ Департамента образования Администрации Волгограда № 1003 от 04.11.20137°pdf.pdf
В МОУ детском саду № 198 организуется 4-разовое питание (завтрак, 2-й завтрак, обед, уплотненный полдник). Прием пищи устанавливается по строго отведенному времени. Питание детей организуется в помещениях групповых комнат. В каждой групповой ячейке оборудовано место для приема пищи (столы, стулья) по списку детей, место для обработки посуды (мойки - 2 шт., сушилки для посуды, посуда). Доставка пищи от пищеблока до групповой осуществляется в специально выделенных промаркированных закрытых емкостях. В групповых ячейках имеются утвержденные заведующим инструкции по режиму обработки посуды, кухонного инвентаря, графики питьевого режима и смены постельного белья. В МОУ выполняются требования СанПиН 2.3/2.4.3590-20 в части хранения и обработки посуды и инвентаря. Не допускается использование посуды с отбитыми краями, трещинами, сколами. Питание обучающихся организовано согласно 20-ти дневному меню, оператор питания - ООО"Комбинат социального питания".
В меню представлены разнообразные блюда. В еженедельный рацион питания включены фрукты, овощи, мясо, рыба и творог.
Ежедневно вывешивается меню в каждой групповой комнате и холле ДОУ.
Пищеблок размещен на первом этаже, общей площадью - 27.4 кв.м. включает: Кухня-17.3 Цех сырой продукции – 10.1 Склад продуктовый (14.2 кв.м.): кладовая – 13.0 и 1,2
Специальных условий питания В МОУ Детский сад №198 - нет.
Сведения об условиях охраны здоровья обучающихся:
В МОУ имеется Медицинский блок общей площадью 37.5 кв.м.включает :Медицинский кабинет –12.9 Процедурный кабинет –14.7 Коридор - 4.2 Санузел – 2.7 Санузел -3.0.
Условия охраны здоровья воспитанников организуется в соответствии с "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Лицензия на осуществление медицинской деятельности: лицензия на осуществление мед деятельности.pdf
Договор №198/2021 от 11.01.2021 на медицинское обслуживание несовершенолетних (Медицинская организация государственное учреждение здравоохранения "Детская клиническая поликлиника №15).
Договор №198.2021 на медицинское обслуживание несовершенолетних.pdf
Санитарно-гигиеническое состояние в образовательной организации соответствует требованиям СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи": световой, воздушный и питьевой режимы поддерживаются в норме.
В каждой групповой комнате в свободном доступе для детей имеются центры движения, уголки в спальнях лежат массажные дорожки для профилактики плоскостопия.
С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические и закаливающие мероприятия (утренняя и корригирующая гимнастика с использованием дыхательных упражнений, воздушные ванны, правильная организация прогулки, соблюдение температурного режима в течение дня).
В МОУ Детский сад № 198 созданы безопасные условия для пребывания ребенка как в учреждении, так и на его территории. В здания установлены автоматическая пожарная сигнализация и тревожная кнопка. В достаточном количестве имеются огнетушители. Согласно плана эвакуации систематически проводятся тренировочные занятия с работниками и детьми по эвакуации на случай возникновения пожара или чрезвычайной ситуации. Разработан Паспорт антитеррористической защищенности объекта.
Большое внимание уделяется профилактике дорожно-транспортного травматизма. В групповых комнатах, кабинетах имеются инструкции по технике безопасности и должностные инструкции. Ведется контроль за соблюдением режима дня, нагрузки на детей во время образовательного процесса.
Во всех групповых помещениях МОУ имеются в наличии бактерицидные лампы.
В детском саду прачечная не работает, услуги по обеспечению потребностей в чистом и обработанном мягком инвентаре в 2024-2026 гг. для МОУ Детский сад №198 оказывают в рамках заключенного контракта №ПРЧ2426/ДС198 от 29.12.2023 г. - ООО "Бриз". Контракт №ПРЧ2426-ДС198 +.pdf
В МОУ Детский сад №198 организована индивидуальная работа с обучающимися: с воспитанниками «группы риска» - согласно планам работы воспитателей: https://oshkole.ru/orgs/249/pages/10090.html
В 2023-2024 учебном году семей находящихся в социально-опасном положении, детей " группы риска" - нет.
На 01.09.2023 г. - воспитанников группы риска в МОУ Детский сад №198 - нет.
В МОУ Детский сад №198 имеется коррекционный кабинет, где функционирует (консультационный пункт – 13.2 кв.м).
Положение об уполномоченном по защите прав и законных интересов ребенка.pdf
Консультативный центр: https://oshkole.ru/orgs/249/pages/10059.html
Положение о КЦ для детей, не посещающих МОУ.pdf
Наличие обученных работников в МОУ Детский сад №198, которые могут оказать помощь детям с ОВЗ:Список сотрудников прошедших курсы по инклюзии (ОВЗ).pdf
В 2023-2024 учебном году детей инвалидов, детей с ОВЗ в МОУ Детский сад №198 - нет.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям:
Доступ воспитанников к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не предусмотрен.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям имеют все сотрудники МОУ Детского сада № 198 в методическом кабинете посредством проводной передачи данных.
Положение об информационной открытости.
Порядок доступа к информационно-телекоммуникационным сетям.
Порядок доступа к информационно-телекоммуникационным сетям.pdf
Официальный сайт МОУ Детский сад №198 адаптирован для слабовидящих людей: имеет специальную кнопку "Версия для слабовидящих" (звуковые файлы отсутствуют): Официальный сайт МОУ Детский сад №198.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся:
В ДОУ собственных электронных образовательных и информационных ресурсов, к которым обеспечивается самостоятельный доступ обучающихся - нет.
В ДОУ сторонних электронных образовательных и информационных ресурсов, к которым обеспечивается самостоятельный доступ обучающихся - нет.
МОУ имеет страницу на едином информационном пространстве Ошколе.ру: https://oshkole.ru/orgs/249/
МОУ подключено к сети Интернет.
Провайдер сети интернет: ПАО Ростелеком.
Тип подключения: XDSL.
Скорость доступа: 2 Мб/сек.
Образовательные_ресурсы_сети_Интернет.PDF
Электронные образовательные веб-ресурсы.docx
справка о наличии печатных и электронных ресурсов.pdf
Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ОВЗ:
В МОУ Детский сад №198 частично оборудован доступ для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Детский сад оборудован кнопкой вызова сотрудника, на лестничных маршах выполнена контекстная полоса ярко желтого цвета, это помогает предупреждать людей о начале и конце лестничного марша.
Более подробную информацию об обеспечении в МОУ Детский сад №198 условий доступности, приспособленных для использования инвалидами и лиц с ОВЗ получать образовательные услуги наравне с другими, можно получить в разделе "Доступная среда".
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры:
Паспорт доступности МОУ Детский сад №198 (2023 г)..pdf
Доступная среда
Информация о специальных условиях и технических средствах обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
На 01.09.2024 г. в МОУ Детский сад № 198 воспитанников с ОВЗ - нет.
Сайт Государственной программы РФ "Доступная среда": http://zhit-vmeste.ru/
ИНФОРМАЦИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ В МОУ ДЕТСКИЙ САД №198 ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ
№ п/п | Информация | Наличие |
1 | О специально оборудованных учебных кабинетах |
В ДОУ оборудован и функционирует кабинет психолого-педагогического сопровождения: Коррекционный кабинет, где функционирует (консультационный пункт – 13.2 кв.м) .
|
2 | Объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | В детском саду объектов для проведения практических занятий для использования инвалидами и лиц с ОВЗ - нет. |
3 | О библиотеках, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
В дошкольном учреждении детская литература представлена в групповых помещениях. В дошкольном учреждении создана библиотека методической литературы. |
4 | Об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | В детском саду объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лиц с ОВЗ - нет. |
5 | О средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
В детском саду средств обучения, приспособленных для использования инвалидами и лиц с ОВЗ - нет. |
6 | Информация о специальных условия питания |
Специальных условий питания нет. - СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 № 32), |
7 | Информация о специальных условиях охраны здоровья |
В ДОУ имеется 1 медицинский кабинет, 1 изолятор. Имеется медицинская лицензия на осуществление медицинской деятельности №ЛО-34-01-002615 от 06.08.2015 г. |
8 | О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Доступ воспитанников к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не предусмотрен. Официальный сайт МОУ Детский сад №198 адаптирован для слабовидящих людей: имеет специальную кнопку "Версия для слабовидящих". |
9 | Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | Доступ воспитанников к электронным образовательных ресурсам не предусмотрен. |
10 | О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования |
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования приспособленные для использования детьми с ТНР и с ЗПР являются: мультимедийные комплексы (проектор и экран), ноутбуки, телевизор. В детском саду специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, приспособленных для использования инвалидами по зрению, с нарушением слуха и опорно-двигательного аппарата нет. |
11 | О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. | В МОУ отсутствует общежитие и интернат. |
Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здание образовательной организации
В МОУ Детский сад №198 имеются:
- Наличие мнемосхемы тактильной.
- Имеется контрастная маркировка верхней и нижней ступени лестничного марша (желтая).
- Разноуровневые поручни.
- Расширенных дверных проёмов.
- Табличка тактильная со шрифтом Брайля на входной двери здания.
- Наличие насадки-поручня в санитарно-гигиеническом помещении.
Оборудование территории, прилегающей к МОУ Детскому саду № 198, и помещений с учётом доступности для инвалидов:
1. Оборудование входных групп пандусами, платформами (безбарьерная среда) - нет.
2. Наличие выделенных стоянок для авто инвалидов -
установлен дорожный знак 6.4 Парковка "Парковочное место" с табличкой 8.17 "Инвалиды" со стороны центрального входа в Детский сад
3. Наличие поручней, расширенных дверных проёмов:
4. Наличие сменных кресел-колясок -
5. Наличие специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений.
Обеспечение в МОУ Детскому саду № 198 условий доступности, позволяющих инвалидам получать образовательные услуги наравне со всеми:
6. Дублирование для лиц с ОВЗ по слуху и зрению звуковой и зрительной информации.
Кнопка вызова сотрудника:
7. Дублирование надписей, знаков и иной текстовой и графической информации шрифтом Брайля
8. Возможность предоставления услуг сурдопереводчика - нет.
9. Альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению
Для родителей доступна Версия сайта для слабовидящих
10. Наличие обученных работников в МОУ прошедших необходимое обучение по сопровождению инвалидов в организации:
Доступ в здание инвалидов и других маломобильных граждан осуществляется с помощью персонала:
Удостоверение - Катькалова Т.В. Оказание технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ, 16ч., 2022 г..pdf
Список сотрудников прошедших курсы по инклюзии (ОВЗ).pdf
11. Дистанционные услуги
На сайте нашего детского сада Вы найдете советы и рекомендации педагогов и специалистов (учитель-логопед, инструктор по ФК, музыкальный руководитель, воспитатели высшей квалификационной категории), нашего образовательного учреждения по вопросам обучения и воспитания детей: Дошколенок.ру
Дистанционное сопровождение позволяет оказать семье воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья психолого-педагогическую помощь (рекомендации по вопросам - речевого, когнитивного, эмоционально-волевого развития ребенка) в режиме онлайн и по электронной переписке.
Специалисты МОУ готовы ответить на вопросы и оказать Вам консультативную помощь на безвозмездной основе:
- по телефону +7 (8442) 23-11-18
- по электронной почте: dou198@volgadmin.ru
- или использовать вкладку "Обратная связь" на главной странице нашего сайта
Локальные документы
Паспорт доступности МОУ Детский сад №198 (2023 г)..pdf
В нашем учреждении работает консультационный центр - (Консультационный центр).
Общие документы
Конвенция о правах ребенка .pdf
Конвенция о правах детей-инвалидов.pdf
Приказ МИН РФ от 19.12.2014№_1598 Об утверждении ФГОС - ОВЗ.pdf
Приказ МИН РФ от 19.12.2014 №1599 Об утверждении ФГОС для детей с интелллектуальными нарушениями.pdf
Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области - Видеокурс Жить вместе.pdf
приказ от 13.09.2016 о назначении комиссии по проведению обследования по обеспечению доступности объектов и услуг в сфере образования для обучающихся с ОВЗ детей инвалидов.pdf
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов.pdf
Региональные ресурсные центры инклюзивного образования Волгоградской области:
буклет о ресурсных центрах ОВЗ.pdf
Публикации:
Формирование толерантного отношения к инвалидам при решении вопросов занятости
Мы часто не замечаем вокруг себя людей с ограниченными возможностям, и они не редко сталкиваются с непониманием, агрессией, отрицанием, а порой и насмешками. Как воспитать в самих себе и окружающих толерантное отношение к особым людям.
Толерантность к инвалидам — это не только уважение, но и признание их как личности. Особые люди обладают всеми правами здорового человека, хотя и нуждаются в помощи. Проблема формирования толерантного отношения к инвалидам требует незамедлительного решения. Реальную помощь могут оказать все, коммерческие и некоммерческие организации, общественники, волонтеры.
Трудоустройство инвалида является важнейшим этапом его профессиональной реабилитации, включающим в себя процесс поиска подходящей работы и устройства на нее, кроме того, работа позволяет инвалиду иметь достойный уровень жизни.
Работа для инвалидов — насущная проблема, ограниченные физические возможности не позволяют человеку сделать успешную карьеру. Хотя… Почему это не позволяют?! Первое, с чего следует начать — обратиться в центр занятости. При содействии специалистов центра найти своего работодателя и приступить к работе. Удаленное трудоустройство — то что нужно людям с ограниченными возможностями, оно позволяет получить хорошую работу с перспективами роста.
Главное помнить: «Человек лишь там чего-то добивается, где он верит в свои силы».
Формирование толерантного отношения к инвалидам, в том числе детям-инвалидам, в образовательных организациях
В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия.
Толерантность — это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства».
Понятие «толерантность» можно представить как терпимость, веротерпимость (лат.) . Современный вариант понятия «Толерантность» можно трактовать также в соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.).
Толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям [4]. Рассматривая приведённые понятия, необходимо отметить огромную разносторонность, многосложность, разноуровненность и многогранность современного представления о толерантности.
Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда — к элементарному образованию. Так же отмечается проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей данной категории. Проблемы усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям. В связи с этим, одной из центральных задач в развитии толерантности по отношению к детям с особыми потребностями является формирование педагогической толерантности, т. е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. Также необходимо воспитывать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Направление "Герои", посвященное спортивным достижениям, Паралимпийским чемпионам
Паралимпийцы — ярчайший пример того, что человеческие возможности безграничны. Сильные духом люди, спортсмены достигают целей, преодолевая себя и внешние обстоятельства. Они радуются жизни, любят и ценят родных и близких, не пасуют перед препятствиями и добиваются новых побед!
Мы рассказываем о выдающихся спортсменах из нашей паралимпийской команды — представителях Москвы. У каждого из них особенная история, которая учит не сдаваться ни при каких обстоятельствах, вдохновляет преодолевать трудности и идти вперед.
Пекин-2022
Сборная России, которая должна была принять участие в зимних Паралимпийских играх, 6 марта вернулась из Пекина в Москву. Рейс с паралимпийцами в аэропорту встречали сотни болельщиков. Миллионы неравнодушных россиян поддерживают наших спортсменов в этой несправедливой ситуации, когда спорт перестал быть вне политики.
2 марта команды России и Белоруссии были допущены к участию в Паралимпиаде, однако спустя 17 часов Международный паралимпийский комитет изменил свое решение и запретил российским и белорусским спортсменам участвовать в Играх.
В составе российской делегации на Играх находился 71 спортсмен: 33 атлета представляли лыжные гонки и биатлон, 17 — сборные по следж-хоккею, десять — горнолыжный спорт, шесть — сноуборд, пять — керлинг на колясках.
Альтернативная паралимпиада
«Мы вместе. Спорт» в Ханты-Мансийске
Альтернативные игры для российских и белорусских паралимпийцев — «Мы вместе. Спорт» — прошли с 18 по 21 марта в Ханты-Мансийске. В них приняли участие порядка 70 российских спортсменов в шести видах паралимпийской программы — лыжные гонки, биатлон, керлинг, сноуборд, горные лыжи и следж-хоккей.
Для нашей страны это не первый опыт проведения альтернативных игр. Подобные соревнования уже проводились в 2016 году после недопуска паралимпийской сборной России на летнюю Паралимпиаду в Рио.
Сергей Шилов оставил большой спорт после полученной в аварии травмы позвоночника. Первые два года Сергей надеялся, что снова встанет на ноги. Потом понял, что чуда не случится. “Об алкоголе я никогда не думал. Меня окружали любящие люди. Я чувствовал ответственность за них”, – говорит Сергей. Шилов с гордостью называет себя универсалом, он участвовал в 10 паралимпиадах: пяти летних и пяти зимних. Шесть раз Сергей становился чемпионом Паралимпийских игр: один раз — в Нагано, три раза — в Солт-Лейк-Сити и два раза — в Ванкувере. “Я прежде всего человек, мужчина. Я должен сам добиваться успеха. Когда такое понимание приходит, то сразу и жизнь меняется, исчезают какие-то ограничения, – уверен чемпион. – Перестаешь жалеть себя”.
Трехкратная паралимпийская чемпионка Анна Бурмистрова спортом начала заниматься в возрасте 6 лет. Врачи говорили, что ей, с ее родовой травмой, нельзя тренироваться, что спорт ее “попросту угробит”, но мама Анны, сама в прошлом лыжница, настояла на своем. В результате Анна в 14 лет попала в сборную и начала выступать на международном уровне. Главное, считает спортсменка, “не лениться и не жалеть себя”. Лишь единственный раз Анна пропустила спортивные сборы, потому что была на собственной свадьбе.
Мама Марии Иовлевой отказалась от нее в роддоме. Девочку отправили в Дом малютки, а затем – в интернат для умственно отсталых детей. Маша не слышала и не могла научиться говорить. Благодаря неравнодушным людям и своему бойцовскому характеру с Паралимпиады в Ванкувере Мария Иовлева привезла три медали — две золотых и серебряную. “У нее баланс от природы, — восхищается тренер Маши Александр Поршнев, — ее не надо было учить стрелять, она просто била в цель и попадала”. — “У нас в милиции так не стреляют”, — со знанием дела добавляет второй тренер Маши Игорь Орлов, в прошлом сотрудник МВД.
Владимир Киселев в возрасте 12 лет попал в аварию. После операции врач сказал ему: “Ничего, ты еще по двору на велосипеде гонять будешь”. Знаменитым велосипедистом Владимир не стал, он стал биатлонистом, двукратным чемпионом Паралимпийских игр-2006. Одну из своих золотых медалей Владимир Киселев подарил тренеру Ирине Громовой, которая верила в его силы, наверное, больше, чем сам спортсмен. Паралимпиада в Турине была первыми зимними Играми Киселева, до этого он занимался легкой атлетикой. В Сиднее Владимир пришел к финишу четвертым. Хотел бросить спорт, не занимался пять лет. Но тренеры, родные, близкие, друзья убедили его вернуться. Говорили, что надо продолжать. И оказались правы.
Формирование доброжелательного отношения общества к семья, имеющим в составе инвалидов
Часто, проходя мимо детей с ограниченными возможностями здоровья, некоторые отворачивают голову, чтобы не встретиться глазами с ними и с людьми, которые их сопровождают. Они предпочитают «не заметить». Так проще, так спокойнее морально, эмоционально.
Больше всего инвалидов боятся взрослые, и именно взрослые передают свой страх детям. Детям достаточно объяснить, что именно «болит» у ребёнка-инвалида. Как только ребенок понимает в чем дело, он перестает бояться. Главное — это воспитание честности, справедливости и умения сопереживать. Разве в жизни каждого из нас не наступит момент, когда мы сами окажемся в зависимости от того, насколько честными, порядочными и справедливыми выросли наши дети? Одна из главных проблем детей-инвалидов — это одиночество, невозможность полноценного общения. Давайте дадим им возможность стать полноценными членами общества, возможность поверить в себя и в полной мере реализовать свой потенциал!
Общие правила этикета при общении с детьми-инвалидами, имеющими особые потребности:
· Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему;
· Когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку — правую или левую, что вполне допустимо;
· Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь, и назвать себя;
· Если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать;
· Когда вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам — понять его;
· Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать;
· Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, но имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам.
Поддержка детей-инвалидов: проблемы и пути решения
Рекомендации для родителей детей с ОВЗ. Памятки для родителей
Общие рекомендации родителям по оказанию ребенку помощи в развитии
Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или, когда он очень старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается, лучше обойдите это молчанием или просто скажите: “Жаль, не вышло, в другой раз получится”.
Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете. Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Если вы считаете, что ребенок не слышит, говорите с ним и используйте “язык жестов”. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.
Помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками.
Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело, научиться владеть руками.
Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.
Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясь достать то, что он хочет.
Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.
Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, предметы, игрушки и т.д.
Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя. Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет. Учить ребенка - важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может.
Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Это - “золотое правило реабилитации”.
В помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Дети с ограниченными возможностями находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически. Детям нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих ограниченных физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность. На родителей таких детей, так же, ложатся большие нагрузки, в связи с деятельностью по уходу за больным ребёнком и ответственностью за его жизнь. Многочисленными исследованиями выявлено, что родители данной категории детей испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии и т.д.
Всё это влияет на отношение родителей к своим детям. Следовательно, им так же, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка
Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблем.
Зачастую родители, итывая страх за судьбу малыша, передают его ребенку. Интуитивно чувствуя постоянное напряжение взрослых, детки приобретают черты нервозности, издерганности. Мучительные сомнения многих пап и мам о том, знает ли ребенок о своей болезни и о том, насколько она тяжела, напрасны. Действительно, слово «инвалид» ничего не добавляет к ежедневным ощущениям и переживаниям ребят. От понимания своего статуса им не становится ни лучше, ни хуже.
Оптимальным может считаться такое поведение взрослых, которое позволяет детям-инвалидам быстрее адаптироваться к своему положению, приобрести черты, компенсирующие их состояние. Эгоистическая любовь родителей, стремящихся оградить своих сыновей и дочерей от всех возможных трудностей, мешает их нормальному развитию. Дети-инвалиды остро нуждаются в родительской любви, но не любви-жалости, а любви альтруистической, учитывающей интересы ребенка, просто потому, что ребенок есть, такой – какой есть. Малышу предстоит дальнейшая не самая легкая жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды. Дети, о которых идет речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции приспособительной активности, познании своих скрытых возможностей, развитии специальных умений и навыков. Конечно, закрывать глаза на то, что малыш серьезно болен, нельзя. При этом и постоянно держать его под стеклянным колпаком тоже не годится. Чем меньше внимание больного будет сконцентрировано на нем самом, тем больше вероятность и успешность взаимодействия его с окружающими. Если родителям удастся научить ребенка думать не только о себе, то судьба его сложится гораздо более счастливо.
Что касается самих родителей – не забывайте о себе! Депрессия - нередкий спутник родителей больного ребенка. Механизмом запуска для нее может послужить и длительное ожидание диагноза, и ненадежность, невнимание близких и друзей в тяжелое время, и отчаяние в глазах ребенка, и бессонные ночи. На фоне постоянной, хронической усталости и недосыпания, достаточно мелочи, чтобы спровоцировать нервный срыв. Но ведь малышу вы нужны сильными, бодрыми, уверенными. Поэтому, необходимо научиться справляться и с этим. Из лекарств подойдут валериана и успокоительные травяные сборы, например, шишки хмеля, пустырник, мята и валериана, о чем желательно проконсультироваться с врачами. Если врач все же пропишет антидепрессанты, не забудьте, что это временная мера! Психологическая поддержка может оказаться для вас одной из важных процедур на пути адаптации, как вас, так и вашего ребенка.
Очень важно найти того, кто сможет помочь вам, хотя бы на время, или просто даст выспаться. Преодолеть сложный период может социальный работник, психолог или те родители, у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии, и они успешно преодолели трудный период. Необходимо иметь возможность поделиться своими переживаниями, услышать слова поддержки. Помогая друг другу, родители забывают о своём горе, не замыкаются в нём, таким образом, находят более конструктивное решение своей проблемы. Видя вас бодрыми, веселыми, верящими в лучшее, малыш станет чаще улыбаться и тем самым приближать свое выздоровление.
Не лишайте себя жизни, удовольствий и интересных событий. Что-то вы можете делать вместе с ребенком, но у вас обязательно должна быть и собственная жизнь.
Слепая жертвенность не принесет пользы ни ребенку, ни вам. Если вы будете удовлетворены жизнью, вы несравнимо больше сможете дать и нуждающемуся в вас маленькому человеку.
Рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов:
Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего Вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.
Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но помните, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни. Помните, ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.
Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.
Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию.
Дополнительная информация
Гештальт - терапия для родителей воспитывающих детей с ОВЗ.docx
Рекомендации родителям по созданию РППС дома.docx
Педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ.docx